nataliya (lera1409) wrote,
nataliya
lera1409

Category:

Арт-квест в Третьяковке

Совершенно неожиданно, так сложились обстоятельства, приняли участие в арт-квесте. Квест в пер. с англ. quest – загадка, головоломка, вопрос – распространенный ныне жанр игр, требующих от игроков решения умственных задач, загадок для продвижения по определенному сюжету. Было дано задание: посетить Третьяковскую галерею и отгадать загадки, описанные в «путевом листе». Напомню, что коллекция Третьяковской галереи изобразительного искусства XX века находится в относительно новом здании (открытие состоялось в 1983 году) на Крымском валу. Невысокий, но протяженный выставочный зал выстроен параллельно набережной Москвы-реки. Здание типичное для культурно-просветительских построек того времени, скучноватое и безликое. Однако входим в холл, приобретаем билеты: для учащихся бесплатно, взрослым - 350 р.
WP_20150614_122


В соответствии с заданием начинаем добросовестно считать ступени и рояли в холле и на этажах, затем листаем книгу, лежащую с другими альбомами по ИЗО на третьем этаже, и вот уже спешим к первой найденной картине художницы Н.С. Гончаровой «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)» (1911).

a7f5071b0c79465745fbda2fd75bf633

Это и некоторые другие изображения взяты с официального сайта Третьяковки:
http: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/visitors/address/krimval

Становится понятно, что тема нашего квеста - «Русский авангард».

Следующее задание позволяет установить связь между Натальей Гончаровой (кстати, находящейся в родстве с пушкинской Натали) и Михаилом Ларионовым, чьи картины также экспонируются в этом же зале: художники – супруги, которые, однако, зарегистрировали свой брак лишь спустя 50 лет совместного проживания. Их творчество положило начало первому абстрактному течению в России,  названному «лучизм» (термин Ларионова): «беспредметные» образы линейных устремлений, скрещиваний, метаний, вызывающие ощущение динамики лучей, пронзающих стихию красочных пятен, красочного хаоса».

Далее переходим в  зал, где необходимо по подсказкам найти пейзаж, написанный в 1912 году. Да это «Сиена. Пьяцца дель Кампо» П.П. Кончаловского!
http://www.artsait.ru/foto.php?art=k/konchalovsky/img/5


5

Попутно узнаем, что художник не только родственник Михалковых-Кончаловских, но и член художественного общества «Бубновый валет», был близок кубизму и фовизму. Признаться, я помнила только его «Сирень в корзине» по школьному учебнику русского языка для 5 класса.

Мы же ищем следующее полотно, принадлежащее другому художнику, которое объединяет архитектуру и звук. Это замечательная картина  А.В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого» (1915).

10lentulov_b
Узнаем, что об архитектуре высказывался и другой известный представитель русского авангарда: «Архитектор по своему существу всегда абстрактен, но если жизнь ставит задачу, чтобы он свои абстрактные формы построил, разместил так, чтобы образовались между ними полезные пространства, … т.е. сама жизнь … просит архитектора … одеть техническую … требуху в высшую форму духа Искусства …».
 Кому принадлежат эти слова? Конечно же, основоположнику русского супрематизма Казимиру Малевичу. И, конечно, в следующем зале без труда находим его знаменитый «Чёрный квадрат» (1915).


d66e8c4372b47a3073d584c7511938bf

Вот, что написано об этом известном полотне на  сайте Третьяковки: «Черный квадрат стал символом нового понимания творчества в ХХ веке. Словно черным экраном закрыл Малевич историю фигуративного искусства. Мастер мечтал о живописи, которая творит, а не повторяет. Он считал, что произведения, основанные на натуре, «напоминают о живом столько, сколько юбки о женщине». Малевич представляет первооснову формы (квадрат) и первооснову цвета (белое и черное). Черное – отсутствие цвета, а белое – слияние всех цветов. Такое решение содержит в себе потенциальную возможность любой картины. «Квадрат не образ, как кнопка или штепсель – не ток», – писал Малевич. Невозможно подойти к этому произведению с привычными для зрителя критериями: красиво – некрасиво, жизненно – нежизненно, нравится – не нравится. На первый план выходит не эстетическое переживание действительности, а ценность самой идеи. «Черный квадрат» явился своеобразным манифестом супрематизма – направления в искусстве, созданного Малевичем».
А по мне, так художник просто обманул всех, закрасив в сердцах неудавшееся полотно чёрной краской!


Далее необходимо найти картину с изображением ещё одного итальянского города, подсказка: напротив «Квадрата» Малевича. Нашли, это картина Александры Экстер «Венеция. Панно» (1918).

c59adaba23279d3ceb50eb96587dcc07

И
мя святого – покровителя Венеции (это следующая подсказка) – Св. Марк. Такое имя носил и следующий представитель авангардного направления в живописи начала XX века – Марк Шагал. На его известной картине «Над городом», где, кстати, изображен в бреющем полете над Витебском сам художник и его жена Бэлла, ищем некое зелёное животное, с первой буквы названия которого начинается фамилия другого выдающегося русского живописца, основоположника беспредметного искусства.

ceefc3fe0739a32f82f19c6c0de12054

Маленькая зеленая козявка фигурка с рогами на картине – коза. А следовательно, художник, чьи картины размещены в этом же зале, – Кандинский. Работами Василия Кандинского – основоположника русского абстракционизма - можно любоваться бесконечно!

WP_20150614_008

Затем нам предлагается вспомнить фамилии русских живописцев, которые были включены в «Русскую азбуку», представленную на открытии Олимпийских игр в Сочи. Мы вспомнили, а вы?
 Подсказка: http://www.youtube.com/watch?v=KIyaZirHLOA

В последних заданиях, а скорее пожеланиях, квеста предлагается просто насладиться полотнами, размещенными в залах, что мы с удовольствием и сделали. Интересно было многое: и пролетарские шахматы, и посуда периода НЭПа, и скульптуры, и разного рода инсталляции, и картины, которые хорошо были известны нам по глянцевым иллюстрациям в журнале «Огонёк» (помните такое?)!   Например, картина Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"


WP_20150614_056

Несколько  работ, снятых тайком на телефон: пролетарские шахматы - Данько Н.Я. Шахматы "Красные и белые" (1922).


WP_20150614_022

WP_20150614_040
Ю.И. Пименов "Новая Москва"

WP_20150614_046
С.А. Лучишкин "Шар улетел"

WP_20150614_070
Э.А. Штейнберг "Композиция. Июнь. Триптих"

WP_20150614_075
В.Д. Пивоваров "Московская вечеринка"

И несколько общих планов залов музея.


WP_20150614_061

WP_20150614_098





Виды из зала соцреализма на Музеон и набережную тоже замечательны!



Конечно, арт-квест – это только повод, начало, но очень интересное и увлекательное, для  дальнейшего подробного знакомства с русским изобразительным искусством!



Tags: МОСКВА интересная
Subscribe

  • Москва без снега, но в огнях!

  • Мой первый Орёл

    Оригинал взят у lera1409 в Мой первый Орёл В конце апреля довелось побывать в славном городе Орле. Что можно увидеть в городе за день, а…

  • Прочитано

    А. и Б. Стругацкие "Трудно быть богом" Ребенку задали написать отзыв, поскольку читали повесть с ней параллельно, то и написали сообща.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments